Почти у каждого автолюбителя есть предпочтения в плане сети заправок, куда он заезжает чаще, чем на остальные. Как правило, крупные сети АЗС следят за качеством топлива и не допускают продажу некачественного бензина и дизеля. С небольшими, частными заправками дело обстоит немного хуже. Поэтому от риска залить в бак плохое топливо есть практически у каждого. В этой статье — о том, какие признаки в работе машины говорят о низком качестве топлива, а также о том, к каким неисправностям может привести его использование.
Вы всегда можете проверить Вашу топливную систему на автосервисе Auto Format.
Что такое «плохое топливо»?
Не будем слишком углубляться в дебри химии, постараемся понятно объяснить, какие вещества содержатся в бензине и чем опасно отклонение от стандартов.
· Начнем с основного показателя, по которому, собственно, бензин и подразделяется на виды на АЗС, — октанового числа. Этот показатель характеризует детонационную стойкость топлива в ДВС. Бензин или дизельное топливо, у которых октановое число не соответствует заявленному, может стать причиной появления неисправностей топливной системы.
· Содержание серы. Нередко низкокачественное топливо можно отличить по резкому серному запаху. В хорошем топливе сера тоже есть, но ее количество минимально. При работающем двигателе в цилиндрах образуется оксид серы, который, при контакте с водяным паром образует серную кислоту. Излишне говорить о том, насколько разрушительным может быть ее действие.
· Бензол. В хорошем топливе его немного. Это вещество не только делает продукты сгорания очень ядовитыми, но еще способствует образованию нагара.
· Эфиры, спирты. Добавление таких присадок в топливо повышает октановое число и при этом увеличивает количество образуемого при сгорании нагара. В норме содержание их в топливе не превышает 5 процентов, что не вредит двигателю, однако недобросовестные производители доводят содержание этанола и метанола до 10, а то и более процентов.
· Вода. Именно ею нередко разбавляют бензин для увеличения его объема. Качественный топливный фильтр, скорее всего, не пропустит воду в камеру сгорания, но в холодную погоду есть риск, что вода замерзнет и запечатает решетку фильтра.
· Ароматические углеводороды. Содержатся и в качественном топливе, но в нормированном, небольшом количестве. Увеличение содержания таких веществ сверх нормы пагубно воздействует на резиновые и пластиковые детали, например, топливные трубки.
Что случится с машиной, заправленной некачественным топливом?
Сначала перечислим симптомы, которые должны вас насторожить, если они появились сразу после заправки.
· Снижение мощности мотора. Привычно нажав на педаль газа, вы можете заметить, что машина слабо разгоняется, с трудом набирает скорость.
· Двоение и троение двигателя. Из-за низкокачественного топлива движок будет трясти, причем заметно.
· Сложности с запуском. Если завести машину с первого раза не получается, возможно, топливо плохое.
· Повышенный расход. Разбавленный бензин приведет к тому, что бак опустеет гораздо раньше обычного даже при сохранении вашей обычной активности на автомобиле.
· Загорится значок «Проверьте двигатель». Это — ситуация, которая обычно возникает при многократном использовании некачественного топлива. Впрочем, отдельным «счастливчикам» иногда приходится сталкиваться с таким после первой же заправки в сомнительном месте.
Что же происходит внутри автомобиля в тот момент, когда вы запускаете двигатель, залив плохое топливо?
· Первыми страдают свечи зажигания — неудивительно, ведь именно на них сначала попадает топливо. Из-за добавления некачественных присадок свечи в лучшем случае просто забьются и потребуют чистки, в худшем — выйдут из строя вместе с катушками.
· Топливная система. Агрессивные добавки способны за короткое время разрушить топливный насос и фильтр. И если с насосами, работающими без высокого давления, еще может обойтись «малой кровью» — достаточно будет разобрать и прочистить все их узлы, то с остальными все хуже: работающие прямо в топливной камере форсунки могут не вынести контакта с плохим топливом.
· Выпускные клапаны. Если октановое число ниже заявленного, топливно-воздушная смесь будет прогорать не полностью, а значит, еще горящей она попадет на выпускные клапаны. Оттуда — в выхлопную трубу, где при контакте с катализатором оплавит его и снизит мощность мотора. Катализатор даже может разрушиться, и его частицы попадут на цилиндры.
· Кстати, о цилиндрах — из-за перегрева мотора на них могут появиться задиры, поршни могут оплавиться.
Как видите, потенциальных проблем с двигателем и другими системами автомобиля слишком много, чтобы рисковать. Заправляйтесь на заправках хорошо известных вам сетей, а при первых признаках неисправности приезжайте к нам на СТО